Проект создания в Экибастузе комплекса по производству железнодорожных колёс, образно говоря, - поезд, который как нельзя вовремя прибыл в пункт назначения Полный цикл производства колёс для железных дорог на базе завода «Проммашкомплект» (ПМК) введён в строй в нужное время. Рынок этой продукции в странах СНГ, переживший в 2013 избыток производственных мощностей, переходит в фазу дефицита, который может составить до 500 тыс. колёс в год. Россия как главный потребитель этой продукции активно обновляет вагонный парк. Между тем из четырёх поставщиков российского рынка железнодорожных колёс, расположенных в странах СНГ (включая ПМК), по геополитическим причинам «выпадает» украинское предприятие – крупнейший производитель продукции. Образовавшаяся ниша – потенциал для развития мощностей ПМК.
«Длинный» тенге в помощь Существенную роль в реализации проекта мощностью 200 тыс. колёсной продукции в год сыграли «длинные» (на срок до 19 лет) и недорогие деньги Банка развития Казахстана» (БРК, «дочка» холдинга «Байтерек») по программе новой индустриализации. Из необходимых 54,1 млрд тенге 36 млрд тенге (66,5%) предоставил БРК. «Проект в полной мере соответствует мандату банка, поскольку имеет три составляющие, значимые для развития несырьевой экономики нашей страны: замещение импорта, экспортный потенциал и высокую производительность в сравнении с аналогичными производствами в странах ЕАЭС. Важно принять во внимание, что в географической близости от Казахстана находятся страны с развитой сетью железных дорог, что повышает востребованность выпускаемой ПМК колёсной продукции», - подчеркивают в БРК устами управляющего директора Адиля Исмагамбетова, который вместе с журналистами побывал на предприятии в начале декабря.
Производительность как конкурентное преимущество
Участие в проекте такого крупного финансового института, как БРК, неслучайно, учитывая требования банка к технологической «начинке». Возведённый с нуля на ПМК комплекс имеет конкурентные преимущества перед аналогичными производствами в мире. Шесть наиболее крупных мировых производителей железнодорожных колес находятся в Китае, США, России и Японии - на них приходится 70% мировых мощностей. Большинство глобальных игроков появились более 25 лет назад, и только единицы из них провели модернизацию. ПМК же относится к числу «сверхновых звёзд» отрасли. Роботизированная линия горячего проката Shuler, установленная на заводе, позволяет сократить себестоимость продукции (меньше затрат на материалы и электроэнергию), а также отличается в два раза большей производительностью в сравнении с аналогичными производствами в России и Украине. На сегодняшний день ПМК - четвёртый по мощностям производитель колёс для железных дорог в странах СНГ. Нововведённый комплекс позволяет заводу вплотную подобраться к первой десятке мировых производителей продукции. А ведь в планах ПМК, учитывая текущие потребности рынка, увеличение мощностей до 300 тыс. колёс в год уже к 2020 году. «Запуск новой линии позволяет нам в первой половине 2019 года выйти на полную проектную мощность – выпуск 200 тыс. колёс в год, а к 2020 году - до 300 тыс. колёс в год», - сказал журналистам и. о. генерального директора ПМК Сергей Ахонько.
Горячий прокат – новая жизнь
Глобальные перспективы комплекса на базе ПМК выглядят заманчиво. Но не менее важно то, что с запуском горячего проката завод избавился от зависимости в поставках из России заготовок для железнодорожных колёс, которые на ПМК ранее обрабатывали механическим способом. Теперь предприятие закупает стальной прокат округлой формы в виде балок длиной 6, 9 и 12 метров. Этот расходный материал могут предложить и металлургические заводы Казахстана. Цикл производства с запуском горячей линии выглядит так. Стальные балки нарезают на «блины», которые затем накаливают в печах под температурой 1 200 градусов, прессуют и обрабатывают до нужных размеров и кондиций под требования заказчика. Продукцией нового передела являются цельнокатаные железнодорожные колёса различных диаметров и конструкций диска (от 700 мм до 1 250 мм) для вагонов, полувагонов, цистерн и универсальных платформ. Мощности комплекса позволяют полностью закрыть потребности Казахстана в железнодорожных колёсах. При этом до 70% продукции планируется экспортировать. Ключевым рынком рассматривается Россия (около 50% выпуска колёс ПМК), где железнодорожные перевозки в последние несколько лет растут наиболее высокими темпами в мире. Потенциально перспективным рынком для ПМК являются также страны Восточной Европы, где продукция завода будет востребована по качественным характеристикам.